КОНЦЕРТ
- Цекало, Ургант, Гришаева и проч.
В Новый год всякий мужчина взваливает себе на плечи тяжкое (и, конечно же, приятное) бремя Деда Мороза. Исполнять наивные и смешные желания пришлось и мне: так из подручных средств и наперекор здравому смыслу за полчаса до боя кремлёвских курантов я взял и собрал телевизор.
Отметив 2010-й день рождения сына божия кроваво-красным вином, мы стали смотреть праздничный концерт. Что сказать, когда видишь это представление раз в десять лет, с каждым разом тебя одолевают одни и те же мысли: первая – все эти лица, все эти песни, все эти шутки я уже видел и слышал; вторая – гомо экраникус ещё сильнее поглупел. В этих мыслях, конечно, нет ничего нового, и не стал бы я ничего писать, но тут действие перетекло в повторение номеров из «Большой разницы», которую недавно я видел вживую на театре и о чём собирался поведать миру, да всё было недосуг. И вот, время пришло.
Итак, ведущие Александр Цекало и Иван Ургант. Первый – миловидный толстячок, хорошо известный по дуэту «Саша и Лолита» (он там играл Сашу). Второй – нормальный парень, которого моя дорогая охарактеризовала как весьма привлекательного мужчину, почти такого же, как я. Оба они вышли на сцену в мятых бархатных костюмах и с одинаковыми причёсками, которые можно принять, в зависимости от ситуации, либо за стильные изделия недешёвых парикмахеров, либо за последствия бессонной ночи, проведённой в поезде Москва-Киев с пьяными соседями и трезвыми таможенниками. Оба они шутили в перерывах между номерами довольно многочисленной команды пародистов. Вот о пародиях как жанре я и собираюсь поговорить.
Что такое пародия? Это передразнивание на потеху публике чего-нибудь серьёзного. Как известно, всё смешное строится на противоречии. Вот идёт взрослый дядя, идёт-идёт, а тут бац – и упал. Смешно! Потому что обычно дяди не падают. Или папа римский возьмёт и заснёт во время собственной проповеди. Тоже смешно, конечно – ведь мы такого не ожидаем. Но не только в противоречии дело: если школьный учитель вдруг станет оперным певцом, вряд ли мы будем хохотать – нет, мы будем получать удовольствие от его пения и аплодировать. Потому что смешно не всякое противоречие, а то, которое сопровождается т.н. «снижением штиля». То есть, должно исходно быть нечто высокое, которое затем можно понизить и тем самым высмеять.
Поэтому когда пародируют политиков серьёзных, вроде Путина – это смешно. Когда политиков помельче, вроде Ющенко с Януковичем (не по росту и весу, а по значению) – ещё смешно, но уже не так. Когда же пародируют нашу эстраду, которая и так находится на уровне плинтуса, снижать «штиль» уже некуда. Не может Задорнов петросянить Хазанова, будет не смешно.
Теперь, по-моему, всякий должен согласиться, что пародия на группу «Фабрика» не более комична, чем сама группа «Фабрика», только тётки другие.
Кстати, бабки, которых традиционно играют мужики – беспроигрышный вариант юмора не самой высокой пробы. Только мелькать перед публикой надо реже.
Больше всего мне понравилось, как Нона Гришаева (известная мне по спектаклю «День радио» и фильму «День выборов») изображала Тину Канделаки в роли ведущей «Самого умного» с её неудержимым темпом речи и, в особенности, в роли журналистки, берущей интервью у медлительного (по сюжету) Фёдора Бондарчука. Последнего, понятно, тоже кто-то играл.
– Фёдор, теперь вопрос, который волнует всех: бреете или не растёт? – Фёдор неловко пытается посмотреть на собственную лысину; ведущая продолжает: – Или же, перефразируя, почему кино?..
Вот за этот текст ставим авторам высший балл. И ещё за ролик по «Тарасу Бульбе», который нам крутили минут 20 перед началом концерта.
За сим позвольте откланяться, и да пребудет с вами шворц.